Глава правительства Дмитрий Медведев провел совещание с участием глав торговых представительств РФ
Торговый представитель России в Китае Алексей Груздев выступил на
совещании Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с торговыми представителями России за
рубежом.
А.Груздев (торговый представитель Российской Федерации в Китае):
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания! В 2013 году
Китайская Народная Республика, крупнейшая развивающаяся страна мира, стала
ведущей торговой державой, опередив по объёму товарооборота традиционного
лидера – Соединённые Штаты Америки. Для более чем 120 государств мира Китай
является основным торговым партнёром, с 2010 года занимает первую строчку в
рейтинге ключевых торговых партнёров Российской Федерации. В 2013 году объём
двусторонней торговли приблизился к 90 млрд долларов. В текущем году продолжится
уверенный рост российского экспорта в Китай, составив 14,8%. Отмечается
позитивная динамика и в нашей торговле с другими странами Азиатского региона, в
частности с Малайзией, Вьетнамом, Южной Кореей, Таиландом, Сингапуром.
Наблюдаемое в последнее время проявление жёсткого политического давления
на Россию со стороны Запада, всё чаще переходящее в экономическую площадь и
сопровождающееся нерыночными методами конкурентной борьбы, как представляется,
диктует необходимость более тесного торгово-экономического взаимодействия с
развивающимися странами АТР.
На фоне замедления экономического развития в мире, фактической стагнации
в Европе развивающиеся страны Азии демонстрируют наиболее позитивные
показатели. В 2013 году темпы роста в среднем по региону составили 5% ВВП.
Динамичное развитие региона обеспечивает устойчивый спрос на
традиционные статьи нашего экспорта. Вместе с тем формируется потенциальная
ниша и для российской высокотехнологичной продукции. Потребность в таких
товарах обусловлена самой задачей инновационного развития этих стран, переходом
от экстенсивной к интенсивной модели развития. Перспективными направлениями в
углублении взаимодействия с азиатскими странами видится сельское хозяйство,
химическая промышленность, гражданское авиа- и судостроение, фармацевтика,
биотехнологии, связь и телекоммуникации. Заслуживают внимания и проекты по
разработке месторождений полезных ископаемых, и создание инфраструктуры с
сопутствующими поставками российской техники.
На фоне быстрого экономического роста азиатских экономик не менее
актуальной видится и сфера так называемых зелёных технологий. При этом
очевидно, что работа на рынках развивающихся стран сопряжена с серьёзной
конкуренцией, как внутрирегиональной, так и со стороны США и Евросоюза.
За годы успешных экономических реформ и устойчивого развития азиатские
страны превратились в весьма прагматичных партнёров, развивающих
многовекторные, многополярные торгово-экономические отношения. В этой связи
может быть интересен опыт Китая, активно участвующего в интеграционных
процессах в Азии и реализующего практику заключения соглашений о свободной
торговле, позволяющих, с одной стороны, расширить доступ китайских товаров на
внешние рынки, а с другой стороны, получить более льготные условия для
приобретения товаров, в которых заинтересована китайская экономика. Конечно,
этот опыт не может быть напрямую заимствован нами в силу различной структуры
экспорта и требует тщательного анализа на предмет потенциальных рисков для
отраслей российской экономики. Соответствующая работа уже ведётся в рамках
специальных исследовательских групп.
Более широкое применение практики использования национальных валют во
взаимных расчётах также может содействовать дальнейшему укреплению
экономических связей со странами Азии.
Одним из действенных механизмов продвижения товаров и технологий,
несомненно, является выставочно-ярмарочная деятельность. Её активизация будет
способствовать росту узнаваемости российских брендов, подтверждать серьёзность
намерений нашего бизнеса к долгосрочному сотрудничеству со странами региона. В
этой связи представляется целесообразным тиражировать позитивный опыт
проведения российско-китайского «ЭКСПО» – первого международного выставочного
мероприятия, организованного двумя странами в качестве полноправных партнёров в
конце июня сего года в Харбине.
Азиатские страны, в частности Китай, Малайзия, Сингапур, Индия, как
представляется, могли бы в определённой степени содействовать решению Россией
задачи по импортозамещению путём частичной переориентации нашего
технологического сотрудничества с Запада на Восток.
Развивающиеся страны за последние годы благодаря тесному взаимодействию
с США, Евросоюзом, а также существенному увеличению финансовых вложений в
научные исследования создали большой задел для инновационного развития,
сформировали достаточно солидный банк современных технологий.
Применительно к взаимодействию с Китаем одной из новых форм
сотрудничества могло бы стать создание приграничных промышленных индустриальных
парков с последующим механизмом вывоза части производимой продукции в КНР.
Активизировавшаяся работа по модернизации погранпереходов, повышению их
пропускной способности должна повысить рентабельность такого взаимодействия.
Другим новым направлением сотрудничества могли бы стать совместная
переработка и производство на территории России продукции с высокой добавленной
стоимостью для последующего экспорта в страны и регионы, где Китай традиционно
имеет сильные позиции.
Говоря о месте и роли торгпредств в системе ВЭД (внешнеэкономическая
деятельность), хотелось бы отметить, что, находясь в стране пребывания и владея
ситуацией изнутри, они призваны стать своеобразным проводником для российского
бизнеса на зарубежные рынки, предоставляя комплексные услуги под ключ, начиная
с первичного анализа рынка, содействия в разработке тактики выхода на этот
рынок и вплоть до сопровождения переговорного процесса и последующего
исполнения контракта.
В своей работе мы плотно взаимодействуем с нашими посольствами,
благодаря чему формируется взаимодополняющая система поддержки российских
экспортёров на политическом, экономическом и оперативном уровнях. При этом
возможности торгпредства весьма востребованы малым и средним бизнесом, зачастую
не обладающим мощным аппаратом для продвижения своей продукции на рынке.
Страны Азии традиционно отличает сильное взаимопроникновение государства
и бизнеса. Оценивая своего потенциального партнёра, азиатские предприниматели
внимательно анализируют, кто за ним стоит. В этих условиях, как видится,
сопровождение торгпредством деятельности российских компаний может дать
контрагентам определённый важный сигнал: поддерживается государством.
Весьма востребована российскими компаниями и юридическая поддержка,
оказываемая торгпредствами на всех стадиях построения бизнеса, это и проверка
деловой репутации потенциального партнёра, и содействие в составлении контракта,
формализация отдельных его статей в соответствии с национальным
законодательством, и – к сожалению, иногда это бывает – досудебное
урегулирование споров.
Торгпредства выполняют и своего рода просветительскую функцию в стране
пребывания, популяризируя идею сотрудничества с Россией, организуют для местных
деловых кругов семинары и круглые столы, посвящённые инвестиционным и
кооперационным возможностям России, особенностям ведения бизнеса в нашей
стране. Недавно одобренные изменения в положение о торговом представительстве,
как представляется, позволят дополнительно укрепить кадровый состав и повысить
компетенцию торгпредств за счёт представителей других федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, государственных организаций.
|